ирина грацинская

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ

/личный ракурс/

как подавать голос из зала и говорить как на духу тому кто ушёл но был и остается неподражаемым художником — единственным уникальным мастером превратившим без малого двадцать лет своей жизни в движущуюся картинку перед взором удобно сидящего в кресле?

соизмеримо ли восприятие непричастного с истинной величиной выдающегося режиссёра?

трудно быть богом — эпический гобелен или барельеф ставший через 30 минут просмотра фактурой
он сделался на вес
фильм идёт три часа — а мог бы продолжаться еще час или два вопрос физической выносливости зрителя

эти ощущения очень знакомы: они приходят к тебе в огромных залах лувра с холстами 18-го века семь на пять…
войдя принимаешься рассматривать но вскоре погружаешься в необозримый пейзаж

от брейгеля и босха кинополотно ТББ отличает то что художники не ткали гобеленов и не писали гигантских холстов — их камерные шедевры выверены локальным ритмом
герман превратил все в орнамент
в бесконечный паттерн

это такой пергамский алтарь с его барельефом

+++

можно противопоставить фаусту сокурова
там было удовлетворение
там в молоке плавали сбитые комки масла
здесь общий раствор со взвесью
ждёшь что вот осядет и нащупается крупный кусок
нет
не нащупается

+++

отрыгнуть отхаркнуть сплевать сблевать высморкаться пальнуть размазать
у всех вымазаны сырцом носы
фобии с носоглоткой
ну допустим
всё понимаю — для чего и какой необходимо было вызвать рефлекс
но почему это в режиме нон-стоп?
от повторения сыр-сыр-сыр-сыр-сыр уходит сам мыслеобраз и всё делается звуком
притупляется острота

тема запахов зловония — вколачивается
пахнет воняет несёт смердит носы насморк сопли
это не противно не отталкивает этим не брезгуешь — это просто навязчиво
и вот парадокс со мной случился — запаха так ведь и не почувствовала — как от воскового цветка
там много про запах — а не пахнет
кованая роза…

+++

кишки не страшны
кровь не страшна
даже когда забулькало под черепом у главной героини с вышедшим опять же через нос остриём
вроде не бутафория и натурально
но приём инкрустированный в живую ткань
меры нет
безмерное
человек-же устроен мерами и мерою
в том числе мерой восприятия
всё что сверх — то лесом и тираж

раздражает бесконечно тиражируемый жест отталкивания пятернёй и хватания за нос
от этого жест утрачивает сущность — суть — и приобретает характер нервного тика
к нему готов и его ожидаешь
в тебя хотят втереть то что ты уж со второго раза понял
а тебя всё в бок да в бок…

так было задумано?
почему-то этот жест остается жестом ярмольника а не героя
навязчивым повторяющимся движением и нездоровым приемом…

+++

для меня затерялась идея ярмольника-главного героя
ярмольник не убеждает меня — не тот психотип
мешает актерская визитка: встроенная в него ухмылка — ёрничанье — такое невозможно в себе отключить

если он там должен так сильно временнО выпадать по задумке — то по мне выпадает слишком
ярмольник остался леонидом
ярмольник поверх всего
имплант
в контексте картины он способен играть
но не б ы т ь
современная речь его это тем паче усиливает — убрать бы новояз и возможно притерлось бы
но ведь именно это является ключевым — связь времен…

+++

раздражает физически вода сырость струи и… алогичность: да чего они в своих неподъёмных хламидах лезут под дождь без всякой цели когда и просохнуть-то толком нельзя?! — ведь мокрыми особо не попляшешь — сразу колотун и нужно согреваться а костров пол-картины и в помине нет
вода вода — а все сухие
без конца мотающиеся перед носом канаты крючья жгуты веревки и залезающие в кадр руки изнуряют…

белый платок всегда белый — не спасает
это аллегория — но чего? вот прямо конкретно из зала вопрос — чего?
там на месте я не поняла…
у кого-то в рецензии прочла что платок спасает зрителя чтобы совсем не захлебнуться

+++

птицы
они то и дело сваливаются под ноги хотя по природе в такую сырость они прячутся
это жест режиссерской руки из-за кадра
стоп! уберите руку

+++

грязь чавкающая жижа под ногами перестает быть образом почти сразу — чувствуешь личный дискомфорт на уровне тела а не на уровне метафоры
восклицаешь: да что ж вы все шарохаетесь — когда ж угомонитесь?!
чего всё мечетесь-то как угорелые?
неймётся чего?!

+++

сидишь в зале не включаясь
нет включения
хочется иногда перебить остановить сказать: ну хватит уже!
мы поняли!
поняли

+++

если у германа было намерение заставить нас заглянуть в своё дно и ужаснуться — на мой взгляд этого не вышло

на его подвиг во всех смыслах моё зрительское «я» ответило изумлением перед масштабом режиссёра как феноменального создателя эпического — перед фанатичной верностью ремеслу интерпретатора (в хорошем смысле)

+++

…краска у всех художников одна как и семь нот — вопрос как замешано и что рядом с чем положено

и слова у всех одни — всё дело в том какое слово с каким вяжется — какая приставка после какого окончания следует через пробел
алхимия на уровне звуковой вибрации

в живописи цвет — в литературе слово: они работают тогда когда обогащены оттенены либо вытолкнуты наружу соседством

эти скрытые законы являются главным фактором воздействия

принцип масштаба в визуальном — переводишь взгляд с крупного на мелкое и крупное становится фоном
в картине же нет возможности перевести взгляд

+++

еще одна параллель невольно возникла — с триеровскими картинами с ханеке или с чтением толстого
с ними чуть расслабился и всё — тебя уже втянуло в их воронку и ты там
прекращаешь быть зрителем — требуется принимать меры из-за реальной боли чтобы сохраниться и сбежать

с триером и ханеке то и дело становится настолько нестерпимо что приходится себе говорить: это кино на полу рельсы а сбоку хлопушка — перестань!
очнулся огляделся — сидишь в своей комнате

их композиция кадра цвет ритм полностью утрачивают свое технологическое проявление так остро выступаемое как ремесленная составляющая у многих хороших режиссеров

+++

если есть избыточно то желудок захочет вернуть
возможности ограничены
вкус исчезает после насыщения
вопрос — зачем переступать границу?
ставился ли так вопрос?
может быть наши с германом границы различны? пороги чувствительности?

я с грустью думаю:
нельзя всё же зрителю дать усомниться в твоем величии пока он смотрит тебя и весь твой
нельзя дать себя подловить на используемом приёме
нужно как-то так манипулировать зрительским вниманием и верностью и поклонением тебе с любовью чтобы не перекормить до рвоты

а может он так много всего наснял и такого однородно высокого качества что прополоть уже рассудок руке не позволил?
а чутье отказало — идёт и идёт со станка полотно…

я думаю что герману был дорог каждый кусок
так бывает…
жалко расставаться отказываться
хочется всё донести потому что по отдельности всё шедевр
как с райкиным — тот бог миниатюры
но полный метр где райкин в главной роли? — спасибо увольте…

вот и получается весь фильм с заглавной буквы
всё капслок
трудно быть богом — это картина-капслок

+++

наверное коллективному искусству требуется профессионал-психолог
нейропсихолог
чтобы художник не затерялся в своих поисках и не умертвил лакомую суть забывая о том что всё живое живет ритмами

+++

из зала люди выходят /о г л а у ш е н н ы е/ — есть такое слово в диалекте русской речи — и я привожу именно это произношение а не оглушённые — первое лучше потому что внутри слова есть это «ау» воспроизводящее ощущение и облик чалмы вокруг головы — окутывания но не удара
на экране — насилие клоака разложение распад
распад физический внешний внутри которого скрыт иной распад — глубинного уровня
в картине движение от внешнего
мне же видится главным обратный вектор

слава Богу (для чистоты восприятия) я не читала стругацких — поэтому зрение мое острее и я беспристрастна — я могу свидетельствовать а что же там есть на самом деле если не знать литературной канвы

+++

много
просто много
перебор
после получаса срабатывает предохраняющий клапан и ты становишься созерцателем — уже не зрителем
отслеживаешь технологию кинопроизводства… ремесла

сама для себя все поднятые мной вопросы я могу снять сей момент: это было задумано как эпос
это такое циклопическое вселенское разложение в массе: средневековье — рабство — тоталитаризм как синоним мрака распада биологического опущения сынов Божьих — из антропо в зоо в морфо

это котел это преисподняя
это так и задумывалось
так хотел и так решил величайший талант германа и нужно поверить в этот концентрат его чувства и гуманистического стремления окликнуть отрезвить нас — разбудить привести к покаянию и прозрению…

подвиг режиссёра
это я поняла

но «сердце осталось фригидно» (с)